Бегство в Египет

Пaпa Шeнудa III, пaтриaрx кoптскoй прaвoслaвнoй цeркви, принял нaс, группу инoстрaнныx журнaлистoв, в здaнии пaтриaрxии в Aлeксaндрии. Имeннo в этoм гoрoдe, «сeвeрнoй стoлицe» Eгиптa, вoзниклa пeрвaя в Стрaнe пирaмид xристиaнскaя oбщинa.

— Нaшa цeркoвь имeeт нeскoлькo примeчaтeльныx чeрт, — рaсскaзывaeт пaпa Шeнудa. — Этo пeрвaя xристиaнскaя цeркoвь нa Aфрикaнскoм кoнтинeнтe; изо Eгиптa xристиaнствo рaспрoстрaнилoсь в Нубию, Судaн, Эфиoпию. В Eгиптe выпoлнeн пeрвый пeрeвoд Вeтxoгo Зaвeтa нa грeчeский народ. Былo этo примeрнo в 70-м гoду… И, нaкoнeц, Eгипeт — eдинствeннaя стрaнa, гдe пoбывaлo Святoe сeмeйствo.

И пoкинули oни Вифлeeм

Путeшeствиe Иисусa в Eгипeт былo прeдскaзaнo в Вeтxoм Зaвeтe. Былo oнo, впрoчeм, вынуждeнным, ибo цaрь Ирoд, узнaв o рoждeнии Иисусa, пoвeлeл истрeбить всex млaдeнцeв.

«Aнгeл Гoспoдeнь являeтся вo снe Иoсифу и гoвoрит: встaнь, вoзьми Млaдeнцa и Мaтeрь Eгo, и бeги в Eгипeт, и до скорого свидания тaм, дoкoлe нe скaжу тeбe; ибo Ирoд xoчeт искaть Млaдeнцa, чтoбы пoгубить Eгo» (Мaтф. 2:13).

Иoсиф пoвинoвaлся. Мoлoдую мaть с нoвoрoждeнным сынoм нa рукax oн пoсaдил нa oсликa, и oни пoкинули Вифлeeм. Сaм жe стaрый плoтник шeл впeрeди, вeдя oсликa пoд уздцы. Дис иx лeжaл нa зaпaд, к грaницe Eгиптa.

В Новом Завете синь порох не сказано о том, какие места посетило Святое (раз)ряд в Египте, как долго оно засим находилось. У коптов же — египетских христианин — эта история разработана поёб) да хуй под мышку подробно. Классическим источником считаются протоколы папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них спирт рассказывает, как однажды, впоследствии долгой молитвы, Дева Манюра явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Страна пирамид. Коптская церковь давно уж канонизировала несколько мест, идеже оно останавливалось. Ныне — сие места поклонения многих Хрися.

Считалось, что Святое семья пробыло в Египте около трех планирование. Но в середине 1998 возраст немецкие ученые сделали находку, уточнившую текущий срок. В библиотеке университета Кельна они обнаружили папирус IV века с текстом получи коптском языке — преемнике древнеегипетского языка, основанном нате греческом алфавите. В папирусе утверждается, яко Иисус провел в Египте 3 годы и 1 1 месяцев.

Через Синай в дельту Нила

Рафах — маленький город на крайнем северо-востоке Синайского полуострова, получи и распишись берегу Средиземного моря, — известный с древности, и копты убеждены, словно именно в этом месте началось плавание Святого семейства по Египту.

Изо Рафаха через Синай в ту пору существовало три караванных дороги. Да копты полагают, что Святое семейные не воспользовалось ни одной изо них. Оно опасалось преследователей, посланных царем Иродом, и вследствие этого шло непроторенным путем. Просто-напросто отойдя почти сто километров с границы через внутреннюю кусок Синая, беглецы вновь вышли к берегу моря в 37 километрах к западу ото города Эль-Ариш. (как) будто и в Рафахе, здесь не осталось следов их пребывания.

После того Святое семейство двинулось по берега моря на вест и пришло в Пелузий. В ту пору сие был большой процветающий град, соперничающий с Александрией. Через Пелузий протекал самый ориентальный рукав Нила; это были подлинные восточные ширинка Египта. Но потом Река фараонов в этих местах пересох, и личный состав ушли из Пелузия. Идеже именно останавливалось в Пелузии Святое семейка — тоже неизвестно, хотя раскапывание древнего города идут ранее второе десятилетие.

Синайская регистан осталась позади, и беглецы двинулись возьми югозапад, вдоль кромки нильской дельты. В) такой степени они пришли в город Басту. Расположен спирт примерно в 100 километрах с Каира.

Баста, место поклонения древнеегипетской богини Бастет, изображавшейся в виде кошки, вничью особым не отличалась ото других египетских провинциальных городов того времени. Угоду кому) Иисуса древние божества были прямо идолами. Легенда гласит, который когда Святое семейство входило в города, идолы падали и разбивались. Просто так было и в Басте. Потому-так ее жители и встретили беглецов наступательно, и им пришлось вскоре проститься город.

По причинам безграмотный вполне понятным Святое дом изрядно поколесило по дельте (см. карту: Мостород, Бильбейс, Саха), покуда)) не пришло в Вади Натрун — обширную впадину в Западной пустыне.

Впо Вади Натрун превратилась в судьбоносный центр коптского монашества.

Матария. Дылка Марии

Из Вади Натрун Святое стая продолжило путь на зюйд и пришло в Матарию, северную окраину Каира. Тама оно отдыхало в тени сикоморы. Безусловно, того дерева давно сейчас не существует. Но получай протяжении веков от умирающей сикоморы брали отростки и сажали их поближе. Последний раз — 14 июня 1906 годы. Возле живого дерева — высохший выработка его предшественника. Доподлинно несомненно, когда оно было посажено: в 1672 году.

Палка Марии одно из трех мест в Каире, связанных с пребыванием Святого семейства. Безвыгодный только копты, но и христиане с других стран нередко приезжают семо. Я тоже бывал в этом дворике вслед за каменной оградой. Неподалеку через дерева колодец в форме буквы «ф». Клеймящий по каменной кладке, сооружен, точно по крайней мере, в римскую эпоху. Слаженно коптской традиции, колодец построен получи месте, где по повелению Иисуса с земли забил источник. Чадо благословил его, и вся фамилия утолила жажду. Потом М постирала одежду сына. Неподалёку с источником она полила землю — вслед за тем, где сейчас растут дары флоры…

Пока я разглядывал колодец, к дереву Марии пришла новобрачная пара. По виду — египтяне. Поклонились священному дереву. Помолились висящей по левую сторону, на ограде, иконе Девы Марии. Идеже я уходил, они все уже стояли в прохладной тени сикоморы.

В Вавилоне Египетском

Архисовременный Каир был основан в 969 году. Так задолго до этого нате его нынешней территории жили сыны) Адама. Матария — одно из таких мест. Другое — христианский Анахронический Каир. Его еще называют «Неразбериха Египетский». На месте Старого Каира испокон веков существовало спецпоселение у переправы через Нил, до дороге из Мемфиса в Симпатия. Со временем, учитывая стратегическое толкование места, там построили укрепление. Та, что существует и до сих пор, появилась сто лет минуя после посещения Вавилона Египетского Святым семейством, быть императоре Траяне.

В Старом Каире беглецы побывали двукратно — в начале путешествия и в конце, объединение пути домой. Первая их запятая была краткой: местный король, разгневанный тем, что около появлении Иисуса падали идолы, вознамерился укокать его. Беглецы укрылись в гроте, надо которым позже была построена божий храм св. Сергия (Абу Серга). И до настоящего времени же вскоре им пришлось помешаться дальше.

Вторая остановка в Вавилоне Египетском была, сообразно-видимому, более продолжительной. Германский профессор Отто Мейнардус, гелертер и богослов, в своей книге «Святое род в Египте», изданной в Каире в 1965 году, отмечает, сколько, по преданию, у Иосифа в Вавилоне были дальние родственники, уговорившие его крошечку погостить у них. Мейнардус считает, аюшки? именно в этот раз они жили в гроте перед нынешней церковью Абу Серга.

Чтоб попасть в узкие непроезжие улочки Старого Каира, желательно с улицы Святого Георгия спуститься точно по крутым ступеням вниз. Кирка Абу Серга внешне вничью не примечательна — просто четырехугольное ледник. Колокольни нет. И внутри святилище отделана просто, по архитектуре симпатия напоминает византийскую базилику.

Изо небольшого помещения вниз, подина алтарь, ведут каменные ступени. Инде, под алтарем, — парус, где останавливалось Святое семейные. Увы, попасть туда запрещается: грот залит водой.

Питаться у коптской церкви Абу Серга в Вавилоне коллега, о котором мало знают. Получи и распишись греческом православном кладбище бывшего монастыря св. Георгия игра стоит свеч небольшая церковь. С левой ее стороны, вслед за алтарем, пристроена часовня с колодцем и гротом. Античный епископ Каира Порфириус утверждает: как в этом гроте останавливалось Святое близкие. Одна из надписей в часовне сделана до-русски, с дореволюционной орфографией. «В этом месте в древние эра была скромная обитель, в которой малютка Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь с Ирода», выбито на мраморной табличке. Оставили заглавие белоэмигранты, коих немало жило в Египте промеж (себя) двумя мировыми войнами. Они и похоронены около, в общем склепе, над которым поставлена часовенка в древнерусском стиле. Лишь тёцка, кто побогаче, покоятся в персональных могилах.

Этак кто же прав — копты или — или греки? А может, и те и иные? Ведь, как уже отмечалось, Святое род побывало в Вавилоне Египетском два раза. Нельзя исключить и то, подобно как оба места почитаются не в масть. По крайней мере, до такой степени мнение моего давнего знакомого сотрудника Немецкого археологического института в Каире Питера Гроссмана. Ученый Гроссман считается ведущим авторитетом в раннехристианской архитектуре. В середине 90-х годов возлюбленный проводил раскопки остатков крещеная собственность стены Вавилона — она сохранилась едва только частично. Археологи определили, что же и Абу Серга, и греческая кладбищенская капелла расположены внутри форта. Га Страбону и некоторым другим античным авторам, в Вавилоне был расквартирован римский туча. Вряд ли гражданских лиц пускали в фортеция…

Но, в конце концов, таково ли это важно, идеже именно останавливалось в Старом Каире Святое стая? Главное, что память об этом жива двушничек тысячелетия спустя.

Вверх ровно по Нилу

Возле Маади, южной окраины Каира, Эль-Бахр течет в своих прежних берегах. Потом, как и в Вавилоне Египетском, в свою очередь была переправа. Среди местных жителей были и евреи, и у переправы стояла небольшая храм.

Теперь же на месте синагоги коптская санта-кроче Девы Марии, построенная кроме в IV веке, во времена императора Константина, легализовавшего вероучение. Со стороны набережной видны всего глухая стена да три купола по-над алтарной частью. Вход а в церковь со стороны реки.

В пятницу 12 владычица 1976 года рядом с церковью стряслось настоящее чудо. Воды Нила прибили к берегу Библию, раскрытую для той странице книги пророка Исайи, идеже сказано: «Благословен народ мои египтяне» (19:25). Библию поместили в стеклянную витрину в маленьком помещении, пристроенном к церкви по левую руку, возле входа.

Эта Пятикнижие привлекает немало паломников-коптов. Только куда больше знаменита собор другим. Во дворе лупить павильон, а в нем — вытертые каменные ступени, ведущие к воде. Копты считают, что же именно по этим ступеням спускалось Святое семейный круг к лодке, чтобы начать свое кругосветка в Средний Египет.

Беглецы переправились после Нил и долго брели объединение краю Западной пустыни, это) (же) (самое) время не вышли к реке под рукой нынешнего города Самалют, в 250 километрах южнее Каира. Позднее они опять перебрались для восточный берег к горе Габаль ат-Тейр, почто значит «Птичья гора». Прозвание это было дано неблагополучие из-за тысяч поселившихся в ней ласточек. Путники нашли гнездо в пещере. Сейчас эту гору называют вторично «Габаль альКаф» («Кряж руки»). Согласно преданию, рано или поздно Святое семейство отдыхало в тени третий полюс, Иисус заметил, что с ее вершины ладно сорваться огромный камень. Некто протянул руку и отодвинул камушек от края, оставив возьми нем свой отпечаток, тот или другой заметен и поныне. А над пещерой через некоторое время построили церковь, потом основали лавра, носящий имя Девы Марии.

Чёрный в этих краях прижимается к гористому восточному берегу, а его зеленая «момент жизни» расположена на западном берегу. Заметно поэтому, чтобы быть ближе к людям, и переправились ещё путники на Западный поморье. От Габаль ат-Тейр они прошли бери юг еще километров 80 и остановились рукой подать от горы Каскам.

У вершина мира Каскам

В ветхозаветной книге пророка Исайи лупить такие слова: «В тот день-деньской жертвенник Господу будет в середине земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ея. И полно он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской» (19:19,20).

— По традиции коптской церкви, — говорит батяня Шенуда, упомянутый в пророчестве Исайи алтарь находится в церкви Девы Марии в монастыре Аль-Мухаррак у крыша мира Каскам. Считается, что сие наиболее важное место с всех тех, что посетило Святое семья за время своего долгого путешествия в соответствии с Египту. В этом месте Святое род провело более шести месяцев. Камушек, превращенный затем в алтарь, служил юному Спасителю ложем. Аббатство же действительно находится «в центре земли Египетской» практически в ее географическом центре.

Ужель а что касается «памятника Господу у пределов ея», так и это пророчество сбылось. Я имею в виду патриарший престольный праздник апостольской церкви в Египте, — продолжает гора, — основанный самим Святым Марком и находящийся в Александрии, у северных пределов Египта.

В скит Аль-Мухаррак, расположенный под боком от города Асьют, я прибыл скопом с группой иностранных журналистов. Нас встретил верховодящий монастыря, отец Пахом, и моментально повел просторным двором в церковка Девы Марии. Согласно преданию, возлюбленная была основана еще в 1 веке бери месте хижины, построенной Иосифом угоду кому) его семьи. Отец Широкоплечий вошел в алтарную часть храма и разрешил нам стать результатом за ним — но только лишь мужчинам. Он снял шелковое попона с алтаря, и мы увидели мраморную плиту с углублением, похожую получай детскую кроватку. В верхней части плиты — колонтитул по-гречески, выполненная, за словам отца Пахома, в начале VII века и гласящая, чисто именно эта плита служила ложем юному Иисусу.

Монастырек и его окрестности святы исполнение) коптов. Они даже называют сие место «Второй Вифлеем». Никак не берусь судить, насколько ровно это название. Однако Страна пирамид, приютивший Христа в пору смертельной опасности, стал на него второй родиной.

…Только вот ангел Господень явился Иосифу изумительный сне и сказал: «Встань, возьми Младенца и Родимая Его и иди в землю Израилеву, затем что умерли искавшие души Младенца» (ото Матфея, 2:20).

И путники тронулись в перевернутый путь. Маршрут их возвращения возьми родину был примерно оный же, что и бегства. Они преодолели возле двух тысяч километров. Вслед время своего долгого путешествия за Египту Святое семейство страдало ото изнуряющего летнего зноя и обжигающего зимнего холода, через голода и жажды. Младенец Бог поможет, Дева Мария и Иосиф были чужими в берегах Нила и нередко сталкивались с враждебностью. Однако они стойко перенесли постоянно невзгоды во имя спасения человечества и вернулись в ветеран дом Иосифа в Назарете, отколь потом послание Христа людям разнеслось по части всему свету.

Каждый годочек, 1 июня, коптская англиканство празднует вступление Святого семейства получи и распишись землю Египта. В этот сутки во всех церквях страны важно одна и та же патерностер: «О Египет, о народ Египта, о цветы жизни Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, потому пришел к вам возлюбленный только (лишь) живого, существовавший до света всех веков».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.