Дорогами святых апостолов

Teрритoрия сoврeмeннoй Турции буквaльнo усeянa лeгeндaрными пaмятникaми — эллинистичeскими, визaнтийскими и oсмaнскими. Нo рядoм с Трoeй, Милeтoм, Стaмбулoм сoxрaнились и гoрoдa, связaнныe с истoриeй рaннeгo xристиaнствa. Кoнeчнo, маловероятно ли мoжнo вeсти рeчь oб aрxитeктурe aпoстoльскиx врeмeн. Пeрвыe цeркви были прoстo мoлeльными дoмaми, oт кoтoрыx нынe нe oстaлoсь и слeдa. Oднaкo сoxрaнились сaми гeoгрaфичeскиe пункты, пoслужившиe aрeнoй стaнoвлeния вeликoй вeры, и тeксты, пoвeствующиe oб этoм стaнoвлeнии, — бoлee чeм дoстaтoчныe oриeнтиры в целях тoгo, чтoбы oтпрaвиться пo слeдaм пeрвыx xристиaн в Мaлoй Aзии.

Прoдумывaя мaршрут пoeздки, я стoяли пeрeд oгрoмным выбoрoм: пoсeщaя мeстa, гдe прoпoвeдoвaли святыe oтцы, пришлoсь бы oбъexaть пoчти всю стрaну. В кoнцe кoнцoв, ты да я рeшили сoсрeдoтoчиться нa ee югo-зaпaднoй чaсти — трeугoльникe мeжду Иeрaпoлeм, гдe прoпoвeдoвaл и принял мучeничeскую смeрть aпoстoл Филя; Эфeсoм, гдe жил Иoaнн Бoгoслoв, и Пaтaрoй, гдe рoдился святитeль Никoлaй. К тoму жe этoт трасса в вoльнoй пoслeдoвaтeльнoсти пoвтoряeт мaршрут знaмeнитeйшeгo, трeтьeгo путeшeствия Пaвлa, прo «турeцкий этaп» кoтoрoгo в «Дeянияx» скaзaнo: oн «oбoшeл всю Гaлaтию и Фригию. Зaтeм oн пeрeшeл плoскoгoрьe и пришeл в Эфeс».

В пoискax нeсущeствующeгo. Пo стoпaм aпoстoлa

Сeйчaс нaд тeм сaмым плoскoгoрьeм, прoрeзaя лучaми eдинствeнную нa всe нeбo тучу, зaxoдит сoлнцe. Да мы с тобой жe пoднимaeмся пo склoну срeди руин дрeвнeгo Иeрaпoля, oстaвляя пoзaди бeлыe трaвeртинoвыe тeррaсы Пaмуккaлe.

Удивитeльнoe мeстo, гдe фaнтaстичeскaя прирoдa и aнтичнaя истoрия слились в нeрaздeльнoe цeлoe, кaк случилoсь с дрeвними грoбницaми, кoтoрыe нa здeшнeм склoнe врoсли в извeсткoвыe oтлoжeния и кaжутся издaли зaнeсeнными снeгoм дoмaми. С-пoд зeмли пoвсюду прoбивaются Шлюзы, бoгaтыe извeсткoвыми сoлями. Имeннo oтлoжeния этиx сoлeй выстилaют склoн, сбeгaют пo нeму бeлoснeжными кaскaдaми, нaвисaют сo скaл сoсулькaми и oкaймляют тeррaски-трaвeртины, нaпoлнeнныe тeплoй вoдoй. A нaд ними, нa сaмoм плaтo, зaбирaясь всe вышe, рaзбрoсaны oстaтки дрeвнeгo гoрoдa, извeстнoгo пo мeньшeй мeрe с III вeкa дo н. э., рaскoпки кoтoрoгo вeдут нынчe итaльянскиe aрxeoлoги. Туристы брoдят здeсь стaйкaми дoпoзднa, чeрeдуя принятиe вaнн в вaкaнтныx лужицax с oсмoтрoм руин.

Вoдятся близ этиx стaйкax и гиды. Oни сooбщaют туристaм мaссу пoлeзныx и нaвeрнякa (в жe зaбывaющиxся пoдрoбнoстeй — прo типы сaркoфaгoв и систeму пoдaчи вoды в aнтичнoм гoрoдe. Гиды вoдят любoзнaтeльныx пo aгoрe, клaдбищу и глaвнoй тoргoвoй улицe Иeрaпoля. A вoт к мaртириoну (мeсту мучeничeствa) aпoстoлa Филиппa дoбирaeтся eдвa ли дeсятaя чaсть групп. В мeстax «густoгo скoплeния aнтичнoсти» пaмятники рaннeгo xристиaнствa стoят oбычнo нeскoлькo oсoбнякoм, стoрoнясь глaвныx плoщaдeй и улиц, слoвнo трeбуя к сeбe oтдeльнoгo внимaния.

Липа, oб иeрaпoльскoй мoгилe кoтoрoгo гoвoрится вo всex путeвoдитeляx, знaчится пятым в ряду aпoстoлoв. В Житии eгo скaзaнo, чтo, кoгдa oн пришел в Иераполь, тамо «было много языческих храмов, в часть числе храм, посвященный змеям, идеже обитала огромная ехидна» (ехидина-аспид). Речь здесь может (у)ходить о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия закачаешься Фригии и в самом деле служил злюка, так что священный инквизитор вполне мог проживать в храме. Тем не менее, даже если это бесцельно, от «змеиного» храма в сегодняшний день не осталось и следа. Ровно неудивительно, если учитывать ведь, что говорит предание об апостоле: «Иоанн Богослов Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была (подруга правителя города Анфипата, принявшая православие. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В сие время началось землетрясение, и всех присутствовавших получи судилище засыпало землей. Казненный на кресте у храма ехидны Фома Филипп молился о спасении распявших его. Видя происходившее, раса уверовал во Христа и стал призывать снятия с креста апостолов. Филипп Варфоломей, снятый с креста, был к тому же жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Матвей Филипп, молитвами которого тутти, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался в кресте».

В 560 году его худущий были перенесены в Рим, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, идеже они находятся и сейчас. Тем отнюдь не менее, добравшись до построенного в начале V столетия мартириона, ото которого сохранились фундамент, фрагмент стены, перекрытий и несколько колонн, пишущий эти строки читаем на установленном итальянцами щите: «Среди здания должны находиться бренные следы апостола Филиппа». В ходе путешествия нам до сего часа не раз придется сшибиться с подобными противоречиями.

По ведущей к святому месту монументальной лестнице тем временем поднимается организация молодых англичан, сопровождаемых гидом. Дождавшись, в (течение того времени он закончит рассказ, спрашиваю — на этом месте ли все же находится вечный покой апостола? Тот, слегка поморщившись, отвечает, который — едва ли, поскольку вимана построен четыре века после, и тогда это место проблематично ли могли установить, а сейчас и подавно. Когда я отхожу в несколько шагов от этой группы, в таком случае слышу, как гид комментирует ради моей спиной: «Видите, кое-какие приезжают сюда за баснями». Важно довольно обидно, но, может непременничать, он и прав?..

Когда англичане и их сомнительно настроенный гид уже уходили, наш брат обратили внимание на небольшую, очень старую плиту промеж центрального восьмиугольника. Теперь по всей вероятности, что это ключевой член композиции и что весь вимана выстроен вокруг него. Я радуюсь, можно представить мы совершили маленькое обнаружение, и даже не задаюсь паче вопросом, пуста ли захоронение, если это она.

Да мы с тобой спускаемся от мартириона к нашей машине, получи и распишись которой только сегодня начали курс из Антальи, откуда Симон Павел отправился в свое суп путешествие по полуострову. Нате территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Совершенно они были основаны апостолом Павлом alias его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял подо патронат апостол Иоанн, собравший кругом себя в Эфесе немало учеников — в будущем отцов церкви.

Его «поместье» начинается неподалеку — около развалин фригийского города Лаодикия, в восьми километрах ото Иераполя.

Особая территория

Вплоть задолго. Ant. с 60-х годов н. э. гонителями христианин были отнюдь не римляне, а соотечественники-иудеи. Тут последователей Иисуса было непомерно мало, и они находились непомерно далеко для того, (для того привлечь внимание имперской администрации. А смотри земляки обвинили их в желании порушить Иерусалимский Храм — символ могущества и богоизбранности евреев. Аллокуция идет о случае, описанном в Евангелии ото Иоанна (2:19), когда Иисус из назарета изгнал торговцев из храмового двора. Коли уж на то пошло Иисус в подтверждение своего полномочия на подобный поступок ответил фарисеям: «Разрушьте пагода сей, и я в три дня воздвигну его». Около храмом Христос имел в виду свое тор, но этого никто с фарисеев не понял. В устах лжесвидетелей «разрушьте» превратилось в «разрушу» (Мф. 26:61). Таково из метафоры сделали прибаутка. Именно за упоминание сего образа в проповедях был наповал забит камнями святой дьякон Стефан. То же случилось и со святым Иаковом — сводным братом Иисуса (сыном Иосифа с первого брака). Против Христя были даже так называемые эбиониты (сообразно-арамейски «нищие»). Их кроме называют иудео-христианами. Эбиониты считали себя иудеями: они чтили Кирка и Тору, следовали принятым нормам поведения. Христа они называли «обыкновенным человеком, какой-нибудь только за совершенство нрава признан праведным и тот или иной родился от соединения мужа с Марией».

Опять-таки после подавления римлянами восстания вслед за независимость Иудеи (66—70 годы н. э.), если император Тит разрушил Иерусалимский Дацан, эбиониты также подверглись гонениям: иудеи посчитали, словно сбылось желание Христа. В результате они превратились в небольшую секту возьми севере Израиля, за Иорданом. А не стоит думать, в чем дело? 12 апостолов Христа разошлись в середине I века изо Палестины, опасаясь за свою дни. Так им велел Иегошуа перед вознесением (Мф.28:19). Весь круг апостол тянул жребий, в какие поместья ему последовать по Божьей воле. В Малую Азию отправилось трое: Липа, Варфоломей и Иоанн. Впрочем, и остальным приходилось проступить эти земли на своем пути. Малая Азия между тем уже представляла собой котел религий, своего рода церковный перекресток многих народов. Ради столетия на этих землях сложилась особая стихия абсолютной веротерпимости и мистической восприимчивости к новым религиозным веяниям.

Не что иное поэтому идеи христианства нашли (в быстрый отклик. Нет ни одного апостола, кто бы не ступал получи и распишись земли Малой Азии, никак не говоря уже о десятках святых, творивших с те позднее свои чудеса. Тут. Ant. там ищут гробницы Богородицы и Марии Магдалины. Напоследях, здесь впервые появился самовольно термин «христианство», приписываемый апостолу Павлу. К моменту, другой раз в 313 году римский богдыхан Константин сделал христианство государственной религией, для территории Малой Азии сейчас существовали свои мученики, приманка проповедники, патриархи и богословы. Неведомо зачем эти земли на 700 планирование (до разделения церквей в 1054 году) стали центром христианской жизни. В IV—V веках в малоазийских городах (Никее, Константинополе, Эфесе, Халкедоне) прошли первые Вселенские соборы, возьми которых утверждались догматы христианства. Свое достоинство Малая Азия не утратила и в составе Византии — наследнице Восточной Римской империи — вплоть прежде завоевания ее турками в 1453 году.

Панюха Котов

Предания и видения. До стопам богослова

На огромном холме, окруженном высокой и целехонькой, не принимая во внимание единого изъяна, сеткой и поросшем немалафейный травой и колючками, очень полегоньку ведутся раскопки. На большущий площади бывшего города обнаружена всего ((и) делов пара строений, да до сей поры высятся колонны на агоре, а утесистый склон выстилает гигантский амфитеатр. Упек печет нещадно, и кругом на гумне — ни снопа ни единого дерева. Видимо, в соответствии с этим причинам туристов семо почти не возят.

В Лаодикии нами движет Надежа найти руины одной с семи церквей, о которых говорится в Апокалипсисе, — верней, здания, которое, как доказанно полагают ученые-религиоведы Нового времени почитай Ренана и Штрауса, существовало «быть» общине этой церкви.

Получи и распишись установленном среди руин щите автор этих строк читаем, что к началу нашей эры городище разбогател благодаря производству качественной шерсти и развитию банковского условия. Только ни слова неважный (=маловажный) говорится о нужной нам церкви, что именно в ней, должно вестись, также зачитывалось послание апостола Павла Колоссянам, адресованное снова и христианам Лаодикии и Иераполя (Столб. 2, 1). Правда, еще возле осмотре амфитеатра нам попалась получи глаза заброшенная руина. Единственное, что-то сохранилось от здания в относительной целости, — сие апсида, судя по которой — за некоторое время до нами развалины базилики византийских времен. В I веке н. э. такого сооружения хэндэхох тут, конечно же, малограмотный могло. Может быть, мартирий была выстроена на месте пирушка самой церкви — но кто именно теперь это установит? Наша сестра покидаем развалины и едем с годами на запад, в самое нутряк той территории, где проповедовал Иоанн Муджтахид.

Чем ближе к Эгейскому морю, тем нежней и разнообразней краски, даже воздух меняется, и вот уже стекла аппаратура заливает прохладный дождик, который-нибудь среди высохших трав Лаодикии, как видно, показался бы чудом. Каплю не доезжая до Смирны, я сворачиваем на Сельчук, ведь есть, в переводе на метла более древней географии, Ефес. Помимо грандиозных развалин античного города тут. Ant. там находятся домик Богоматери, гибель апостола Иоанна Богослова, развалины еще одной из упоминаемых им в Апокалипсисе церквей, богомольня, где проходил III Вселенский конференция, и так называемый грот «семи спящих отроков» — целом) и не перечислишь. С последним связано такое рассказ: во времена правления императора Деция (249—251) семь молодых юношей-Хрися, спасаясь от римлян, укрылись в пещере, идеже и были замурованы преследователями. Поутру они проснулись от землетрясения, открывшего ход в пещеру, а вернувшись в город, обнаружили себя ранее в V веке, когда христианство значит государственной религией. Предание дошло поперед нас в христианских документах VI века, хотя самое интересное то, почему события эти упоминаются и в Коране (Сура 18). Вслед за те на месте этой пещеры, расположенной взять в 8 километрах от античного города, был выстроен вимана, развалины которого в наши пора открыты для туристов.

Наша сестра же решаем начать свой осмотр раннехристианских достопримечательностей с «Марьямана» — старого, в византийском стиле в родных местах, где некогда нашла убежище Дева Мария. Известно, подобно как Иисус поручил заботу о матери своему любимому ученику Иоанну. В томище, что Мария в последующем что греха таить жила в его доме, христианская божий храм едина. А вот в вопросе о фолиант, где Богородица провела последние годы и преставилась, начинаются расхождения. Коль (скоро) православные богословы утверждают, словно Дева Мария умерла в Иерусалиме, так католики склонны считать, в чем дело? это произошло в Эфесе. В частности, они ссылаются держи видения тяжело больной немецкой монахини Катерины Эммерих, которая в начале XIX века исчерпывающе описала место, где пишущий эти строки сейчас находимся. Ей виделись сцены с жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе, идеже она никогда не бывала, а от случая к случаю у нее появились еще и стигматы — кровавые раны нате местах ран распятого Христа, — сие вызвало немалый интерес общественности к монахине. К ней инда пожаловал немецкий поэт Клеменс Брентано, составивший изо ее рассказов книгу «Сказка (жизненная) Пресвятой Богородицы». Уже в конце XIX века читавшие эту книгу священнослужители Вотан за другим отправлялись в исследовательские экспедиции в Рукоятка и с неизменным успехом обретали губерния, в точности описанное монахиней. В тетенька времена в находящейся в 15 километрах из этого места горной деревеньке обитало не кот наплакал христиан, и выяснилось, что в сутки Успения Богородицы у них с незапамятных времен принято приходить именно сюда. Попозже здесь были произведены отрытие, и под руинами с сохранившейся апсидой обнаружили краеугольный камень VI столетия, а под ним до этого времени небольшой слой, датированный I веком. В ту же минуту дом отреставрирован и превращен в дарохранительница, в нем служит пестрая монашеская приказ(ание) — доброжелательный молодой итальянец, непримиримый старый индус и две монахини — полька и американка.

Если насчет места захоронения Богородицы существуют непохожие версии, то по поводу могилы Иоанна Богослова сомнений недостает: она находится рядом со средневековой крепостью, которую автор этих строк видели еще с автострады. Ты да я сворачиваем по коричневому указателю Saint John. Почитай (что) тут же справа — взрослые ворота, на которых написано, что такое? крепость закрыта. Однако самочки ворота при этом открыты, и, зайдя в них, я оказываемся среди усаженных розами, ухоженных развалин, по-над которыми нависает крепостная стена, можно представить бы обтянутая двумя гигантскими турецкими флагами и такого а размера портретом Ататюрка — первого президента Турции.

В IV веке для месте могилы была построена косушка церковь с деревянной крышей, а посредством 200 лет при императоре Юстиниане после этого возвели огромную базилику с вшестеро куполами, каждый из которых достигал в высоту 30 метров. Незамедлительно от нее остались чуть только напольные плиты да мало-мальски рядов белоснежных колонн, и для фоне мягкого близкого неба, расцвеченного широкой радугой, чем черт не шутит, что они вполне могут стоить и без куполов, что сие — храм, разомкнутый ввысь. В этом месте же, на большой, в двушник человеческих роста, обтесанной временем тумбе с красного кирпича свил углубление аист. Время вечернее, и вдобавок нас на развалинах едва никого нет. Только середь колонн какой-то возбудимый молодой человек, стоя получи коленях, припадает к мраморной плите. Доска установлена во время визита Папы Римского в 70-х годах прошлого века, и перед нею, как гласит логогриф, покоится Иоанн Богослов. Обаче и на кирпичной глыбе, увенчанной гнездом аиста, глотать схожая табличка. Быть может, по причине гнезду глыба с табличкой выглядят несравненно аутентичней.

Возникший словно изо-под земли пожилой мужичок в рабочей одежде флагом) читает мои мысли. «Тогда», — указывает он сверху гармонирующую с цветом его лица кирпичную глыбу. После, махнув рукой в сторону мраморной плиты, барски усмехается. «Я работаю тут 15 парение», — добавляет он, придавая веса своим утверждениям. «Сие правительство ничего не соображает. Вона, смотри сюда», — симпатия подзывает нас к частично сохранившейся крытой галерее, ведущей вкруг колонн, и счищает тонкий наслоение земли, под которым проступает византийский узорчатый пол. Мне кажется, какими судьбами тот, кто присыпает сие никем не охраняемое шик-модерн землей, очень даже хорошенько соображает и, во всяком случае, поступает до конца ногтей правильно. Но турок, расхаживая обратно и вперед и будто высматривая в чем дело?-то на земле, продолжает сетовать на бестолковость правительства и маленькую зарплату. Ми представляется, что он напрашивается держи бакшиш. Но у него сильнее смелые намерения. Убедившись, фигли рядом никого нет, возлюбленный достает из кармана тряпицу, в которую завернуты старинные монеты. Постфактум я еще не раз навстречу продавцов монеток на античных руинах. Да этот по сравнению с ними — гимнаст, да вдобавок симпатяга. «Вишь смотрите, что я тут ес», — говорит он, и считай, что именно так, блуждая в области развалинам и глядя под цирлы, он их и подобрал. А олигодон с каким азартом он кусал их и швырял об камни, когда-никогда мы усомнились в подлинности монет. Изо этнографического интереса мы вступили в продажа, а дальше мне уже было неприспособленно повернуться к нему спиной и убрести. Тем более что спирт проработал здесь 15 полет и у него пятеро детей и такая добродушная и красная, да даже не от смущения, обличность. «Как тебя зовут?» — спрашиваю я у него бери очередном витке торга. «Возвышенный, Мустафа, Осман — любое кличка, какое тебе больше нравится», — отвечает некто, глядя по-прежнему себя под ноги, будто соответственно выработавшейся за многие годы профессиональной привычке. Безусловно, тут он прав, у черной археологии имен без) (счету, но суть одна…

Любезный ученик

Апостол Иоанн известный как любимый ученик Иисуса, доксограф четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Хором с апостолом Андреем он был первым, кого Галилеянин призвал следовать за внешне. Некоторые ученые даже предполагают, аюшки? Иоанн приходился Христу двоюродным братом. Где-то это или нет, да, во всяком случае, Иоанн был единственным изо апостолов, кто стоял у Креста и кому Иегова есть спасение поручил заботу о своей матери. По мнению апостольскому жребию Иоанн отправился в Ефес — столицу римской провинции Азия. Чай, в это путешествие апостол сделай так вместе с Богородицей, хотя, вдоль другим сведениям, Мария в сие время проповедовала в Армении и Грузии.

Делать за скольких бы там ни было, последние годы своей жизни симпатия провела вместе с Иоанном в небольшом домике в Эфесе. Собственными глазами (видеть) же апостол начал в провинции антиязыческую войну, сопровождавшуюся многими чудесами. Впрочем во время гонений держи христиан при императоре Домициане (правил в 81—96 годы) его арестовали и отправили для суд в Рим.

Пребывание Иоанна в столице империи тоже сопровождалось чудесами: на него маловыгодный подействовали ни яд, ни кипящее (машинное. Разочаровавшись в намерениях казнить святого, царь отправил его в ссылку бери остров Патмос. Именно тама, по одной из версий, и были написаны и Святое благовествование, и Апокалипсис. В Эфес, где, оч, апостол и закончил Евангелие, ему посчастливилось вернуться только при императоре Нерве (правил в 96—98 годы). После того он и провел остаток дней. И еще раз не обошлось без чудес.

Существует апокриф, полно(те) популярный в средневековой Европе, согласие которому Иоанн не умер. Си же, как патриарх Учитель или пророк Илия, возлюбленный стал одним из тех, которому была дарована вечная пир (жизненный) во исполнение пророчества Христа: «На самом деле говорю вам: есть кой-какие из стоящих здесь, которые неважный (=маловажный) вкусят смерти, как сейчас увидят Сына Человеческого, грядущего кайфовый Царствии Своем» (Мф. 16:28). Точно по легенде, на 120-м году жизни Иоанн попросил семерых любимых учеников проводить в последний путь себя живым. Узнав об этом, прочие христиане Эфеса раскопали могилу. Возлюбленная оказалась пустой. Но кажинный год 8 мая земля держи этом месте мироточила и многие, прикоснувшиеся к ней, исцелялись.

Пол Котов

Гало над Эфесом

Безграмотный успев осмотреть до заката базилику Иоанна Богослова, возвращаемся тама на следующее утро. Вторник на этот раз вдосталь другой, ясный, прозрачный. Другой раз мы добираемся до храма, дажбог уже в зените. А вокруг него — сие я замечаю, входя в ворота базилики, — светится гигантское обручалка — гало. Полтора часа взад в небе над Измиром ни плошки такого и в помине не было. В этом месте же то ли местность особое, то ли нам незаслуженно катит. После вчерашней радуги и этой сегодняшней, решительно диковинной красоты мне если угодно, что над собором Иоанна всю жизнь творится что-то чудесное. С торжествующим видом — тырли-мырли, ну как вам свой Иоанн? — я спрашиваю турецкого охранника до-английски, показывая на небосвод: «Это у вас каждый денечек?» Охранник, похоже, меня никак не понимает, но вяло кивает с видом человека, утомленного частотой беспричинных небесных знамений.

Как бы то ни было, прав ли я, называя Иоанна «нашим»? С одной стороны, сия святыня может считаться офигенно христианской, в отличие от того но домика Богородицы, которой, точно Матери пророка Исы, около нас приходили поклониться и мусульмане. И по сей день же Иоанн провел после этого многие годы, а может -побывать), и основную часть своей долгой жизни, а вследствие чего он тоже вносит в атмосферу сего места какой-то примиряющий и объединяющий сущность. Доносящиеся из расположенной три) шага. Ant. вдали мечети звуки дневной молитвы мусульман малограмотный вступают ни в малейший разноголосица с христианской святыней. Да и самочки мечеть оказывается построенной изо камней базилики Иоанна Богослова, а нате ее крыше другой марабу свил такое же жилище, как на могиле апостола.

Солнечное гало цельный день стоит надо по всем статьям Эфесом. Сияет оно и надо прекрасно сохранившимися и отреставрированными руинами античного города. На первом месте, что поражает вступающего получай его территорию, — масштабы здешнего театра. Вообще-то, путешествия по античным руинам позволяют натворить совершенно определенный вывод — слабее всего страдают от времени гробницы и театры. В этом, может являться, даже заключен какой-так символический смысл, но о нем хрен с ним лучше судят другие. Я но сужу сейчас о размерах эфесского театра, в нежели мне помогает портящий туристическую картинку острый подъемный кран, который безвыгодный возвышается, как можно было бы чаять, а, скорее, теряется на фоне «зрелища». Короче (говоря) «зрелище» этот театр назван в «Деяниях апостолов», идеже ему отведено немалое губерния. Когда Павел добрался накануне Эфеса и обратил немало здешних жителей в христианскую веру, сие не понравилось в первую наряд чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды (ото него сохранилась одна-единственная ряд, думаю, специально восстановленная в наши час, чтобы туристы могли передать себе его размеры). Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в варьете, где около двух часов скандировали: «Велика Диана Ефесская! Блюститель же в среднем, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! экий человек не знает, в чем дело? город Ефес есть челядин великой богини Артемиды? Если нет же в этом нет конидия, то надо вам присутствовать спокойными и не поступать не подумав» (Деян.: 19, 34—40).

Огромное затин церкви, в которой проходил III (Эфесский) Всемирный собор, сейчас стоит открытое по всем статьям ветрам, однако достаточно ладно сохранились одна из апсид, сколько душе угодно колонн, несколько напольных плит и аж крестильная купель. Как и в других античных городах, идеже мы побывали, развалины базилики стоят в стороне ото центральной торговой улицы (по правую руку от нижнего входа в Ефес), и мало кто сворачивает получай ведущую туда, окаймленную высокой травой тропинку. Первая приход на этом месте была построена в IV столетии, бок о бок с домом, где, как зафиксировано в протоколе Эфесского собора, жидомор по прибытии в Эфес Богоматерь. Затем здесь же были возведены плохо больших собора, так что такое? получился колоссальный церковный ахиллесова пята. Пространства этих двух храмов протянулись одно следовать другим торжественной анфиладой.

Минуя через нее, мы видим подо ногами мозаику. Краска поблекла, хотя цвета еще можно испытать — желтый, красный и синий. Кой-где мозаика еще держится сверху фундаменте, а где-то камешки выпали и рассыпались. Я вспоминаю присыпанные землей мозаики сбочку могилы Иоанна Богослова, и сие решение кажется еще сильнее мудрым, чем прежде…

Общий покровитель

Вообще, при во всем обилии легенд и преданий, связанных с Николаем Чудотворцем, знаем я о нем совсем немного. Выдающийся нам образ Николая Мирликийского возьми самом деле вобрал в себя облик биографии еще и другого святого, как и родом из Ликии, — Николая Пинарского, жившего двумя столетиями далее. Что из дошедших перед нас житий относится к одному, а как к другому — установить сейчас зверски затруднительно. Однако то, яко более известный Николай родился в Патаре, а впоследствии времени был избран архиепископом в Мирах, имеется возможность утверждать с уверенностью. Житие святого сообщает, будто его родители долго были бесплодны. Деторождение сына они восприняли что Божественный дар и поклялись отдаться дитя Богу. Николай оправдал их надежды: некто с раннего детства проявлял искреннее религиозное самозабвение, стоя сутками на молитве помимо еды и невзирая на зима, наполняющий каменные церкви в осеннее время и зимой. Будучи уже епископом, Коляня не только проповедовал Старославянизм Божие, но и совершал интересное кино! милосердия. Так, однажды агнец божий узнал о том, что Водан пожилой горожанин Мир Ликийских разорился. Его генеральша давно умерла, оставив спутница жизни с тремя дочерьми. Положение дел было безвыходным, и нате семейном совете решили, почто дочери займутся проституцией, пусть прокормить себя и старого отца. Услышав об этом, бодхисатва Николай ночью пришел в будка и у кровати каждой из дочерей оставил после мешочку, наполненному золотыми монетами (так чтобы еще и на приданое хватило). Не кто иной с этих пор родился манера класть рождественские подарки в чулки гольф. Николай не раз спасал немощных, тонувших и облыжно. Ant. истинно обвиненных. Почти сразу потом смерти, происшедшей между 342 и 351 годами, кощей святого начали мироточить и врачевать. В Х веке Малую Азию стали брать в осаду мусульмане, а в 1086 году Миры подверглись жесткому разграблению. К этому добавилась экологическая бедствие — местность оказалась заболочена, ее покрыл вальяжный слой песка и грязи. Пусть спасти святыню, жители итальянского города Бари 20 апреля 1087 лета снарядили экспедицию из трех кораблей. Перед видом торговцев итальянцы проникли в место и ночью выкрали останки святого. С тех пор они находятся в Никольском соборе сего города. В наши дни турецкие власть имущие активно добиваются возвращения мощей возьми историческую родину, планируя аж апеллировать к международному суду в Гааге. Соразмерно, в самой Турции святой Колюша не просто почитается в качестве кого защитник бедных и рыбаков, же и считается чем-то несколько легендарного национального героя. Так вряд ли христиане если-нибудь согласятся расстаться с одной изо главных своих святынь.

Павлуся Котов

Дед Мороз и Сказка-баба. По стопам святого

В средневековых хрониках лупить сведения о знаменитой чудотворной иконе апостола Иоанна, которая, к сожалению, пропала в эпоху иконоборчества (VIII — IX века). Возлюбленная хранилась в Ликийских Мирах (нынешнем Демре), в Синайском соборе, засим, где в IV веке совершал службы вели Николай Чудотворец и где предначертано закончиться нашему путешествию.

Согласно пути в Миры-Демре автор заглянули в приморский городок Патара, идеже, как считается, во следующий половине III века родился надвигающийся епископ Мир Ликийских. Сие местечко входит в моду у западных туристов, и их позволяется понять. Представьте себе белоснежный песчаниковый пляж, переходящий в руины античного города, а округ — зеленая сельская идиллия. Получи и распишись западном побережье Турции обилие отступило, и бывшие гавани, такие, что Эфес, оказались на одну каплю километров удалены от берега. На этом месте же, в Патаре, столь масштабных изменений мало-: неграмотный произошло — разве что добавилась огромная песчаная приплесок, куда приходят откладывать яйца морские черепахи. Безусловно, и еще один след времени: вплоть вплоть до недавнего времени древние развалины Патары были наполовину занесены песком и производили эффект города, затерянного в пустыне. На днях же и въездную арку, и варьете, и базилику откопали, но середи всех этих достопримечательностей не имеется никаких следов дома, идеже родился святитель Николай. Может красоваться, его еще просто неважный (=маловажный) раскопали?

Не уцелел и оный храм в Мирах, где в области легенде он был избран архиепископом. От случая к случаю 17 столетий назад в Мирах скончался заведующий епархии, ему долго безвыгодный могли найти замену. (до поры) до времени одному из старейших епископов в видении далеко не явился ангел, повелевший ему вступить ночью в притворе храма и не упускать из виду за тем, кто первым придет сверху утреннее богослужение — этот нужный Господу муж и должен телосложение во главе епархии. Не что иное так получил свой божественный сан Николай Чудотворец. Стоило бы сказать, что турецкие экскурсоводы в области-своему редактируют эту историю, рассказывая, какими судьбами он первым сошел с корабля, приплывшего в оный день в Миры. Видимо, свычай общаться с туристами заставляет их глядеть и в святом Николае новоприбывшего путешественника…

Кумирня этот, где Николай служил истечении (года) своего избрания, был разрушен землетрясением. А в раннем Средние века подле того места, идеже он стоял, построили огромную базилику, как и изрядно пострадавшую за последовавшие столетия. Без дальних разговоров она частично отреставрирована и уведена подо горизонтальный навес, а перед ней где бы бронзового памятника Святому Николаю, установленному в 2000 году, высится получи постаменте пластиковый Санта-Клаус, драпируясь в (тогу переставленный сюда с предрождественской витрины разве из-под новогодней елки. Вдоль-турецки он зовется «Сказка-баба», то есть «рождественский руина» (в XIX веке турки взяли вдоволь слов из французского, в томишко числе и «Рождество» — «ноэль»). Не хуже кого выяснилось, «подмена» произошла в 2005 году, вызвав досада со стороны москвичей, нате деньги которых был установлен золотисто-коричневый монумент святого. В свою ряд, Турция утверждала, что в их варианте «Санта-Клаус» паче узнаваем и может привлечь к храму если только не больше паломников, так, по крайней мере, с походом туристов. В конце концов, турки уступили, и в 2006 году вернули хачкар на храмовую территорию. А они поставили его мало-: неграмотный на прежний постамент в виде земного шара, какой находится на площадке визави храма, а скромно, у одной с церковных дверей.

Кстати, неразумения до поводу местных святынь возникали промежду двумя державами и в XIX столетии. В 1850 году ощутительн участок земли, на котором целесообразно храм, был куплен бери имя княжны Александры Голицыной. Ремонт началась только через 10 парение — помешала Крымская война. Работами руководил запошивочный архитектор Огюст Зальцман. Следовать несколько лет была произведена изъятие 6 500 кубометров земли, возобновлены стены и своды главного нефа, а да части боковых галерей и двух притворов. А в 1877 году началась Русско-турецкая герилья. Охрану храма поручили афонским монахам, а те вскоре вернулись в домашние обители на Святой драма. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили собор бесхозным и отдали его греческой церкви, затем чтобы лишний раз не распределять земли потенциальному врагу. В ходе последней реставрации в храме были целиком и полностью восстановлены фрески IX—XI веков. Эффект превосходит все ожидания. Вспоминая неповторимый визит сюда шесть планирование назад, ясно вижу поперед. Ant. после собой красовавшуюся на алтарном камне табличку в русском: «Не садиться. Луг святое». Сейчас такая табличка тут. Ant. там была бы уже излишней — реставраторы до настоящего времени-таки сумели вернуть храму должную помпезность.

Для наших соотечественников Туретчина — впрочем, в большинстве случаев решительно не библейская — давно поуже стала самой привлекательной туристической страной получи и распишись планете. Хотелось бы до сих пор только, чтоб люди, приезжающие в Малую Азию, понимали и чувствовали, вдоль сколь важной для нашей общей духовной истории земле они ходят. Монополия же, ведь все, ажно далекие от религиозной экзальтации граждане, понимают и чувствуют сие, скажем, в Иерусалиме или для Генисаретском озере. Так во, Турция, исхоженная вдоль и вперекор стопами великих святых, слышавшая речи и апостола Павла, и Николая Чудотворца, ни капельки не менее этого достойна.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.