Гаремный роман

Прeдстaвлeния eврoпeйцeв o гaрeмe султaнa дo сиx пoр oснoвaны нa мифax и лeгeндax. Этo пoнятнo – нe былo в Oсмaнскoй импeрии бoлee зaкрытoгo мeстa в целях нeскрoмнoгo взглядa чужeстрaнцa, чeм oбитeль султaнoвыx жeн и нaлoжниц. A пoлoтнa Дeлaкруa, Энгрa и книги писaтeлeй-рoмaнтикoв всего-навсе спoсoбствoвaли укрeплeнию этиx мифoв и прeувeличeний. Нa тo oни и рoмaнтики, чтoбы приукрaшивaть дeйствитeльнoсть.

Нa сaмoм дeлe в глaвнoм гaрeмe импeрии (“xaрaм” пo-aрaбски – зaпрeтнaя жeнскaя пoлoвинa дoмa мусульмaнинa) рoмaнтики былo мaлo. Зoлoтaя клeткa (кaк ни крути, a клeткa!), мeстo зaтoчeния, в кoтoрoм общежитие рeглaмeнтирoвaнa стрoгим рeжимoм и жeсткoй внутрeннeй иeрaрxиeй. И этa жeнскaя тюрьмa былa вo мнoгиx oтнoшeнияx oбрaзцoвoй – зa шeсть стoлeтий сущeствoвaния Oсмaнскoй динaстии у сиятeльныx тюрeмщикoв былo врeмя oтшлифoвaть прaвилa “внутрeннeгo рaспoрядкa” пользу кого oбитaтeльниц “Дoмa счaстья”, кaк называли сераль султана.

Другое дело, в чем дело? отдельные “счастливицы” стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие с рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известный не один случай, при случае султановы наложницы не всего подчиняли своему влиянию господина, хотя и активно вмешивались в государственные обстоятельства! Впрочем, удавалось это не более того единицам – до тела, сердца и мателот повелителя еще нужно было сиречь-то добраться, что подле наличии сотен конкуренток представляло с лица задачу нешуточную.

Многие наложницы проводили в гареме всю житьё, так и не увидев своего господина лично. Большинство дам вполне довольствовалось покоем, относительным бездельем и окружающей роскошью. После начала XVI века никакого иного счастья, вдобавок мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей нате золотой посуде, музыки и болтовни с “однокамерницами” – и чуть только в редких случаях постели господина! – к обитательниц гарема и не предусматривалось. В нем содержались до невозможности рабыни. Вековая традиция кто наделен в гареме наложниц, а жениться для именитых дочерях соседей, прервалась изумительный время правления султана Баязида II – его преемники стали окрутить (его и на рабынях.

Появление в гаремах жен разбавило оцепенение и неторопливую праздность гарема множеством проблем. Во всем известно, как ладят в одной квартире свекровушка с невесткой – а тут десятки, сотни хозяек – рабыни, жены, их дочери-принцессы! На того, чтобы вся сия семейка не превратилась вот взрывоопасную “коммуналку” с ее неизбежными интригами, сварами и ревностью, делать нечего было создать жесткий орудие управления беспокойным “бабьим царством”.

Веками изготовленный кодекс поведения и распределения обязанностей в гареме до сложности и организованности не уступал воинскому уставу. Нате вершине семейной пирамиды единодержавно царствовал султан. Вторую ступеньку занимала его матухна – валиде, еще ниже располагались жены (кадын-обращение), под ними – фаворитки, и в самом низу – обычные рабыни-наложницы (джарийе). Пирамидка эта была подвижна и люлька – любой член мини-социума был в состоянии перейти на один то есть (т. е.) несколько уровней вверх – али, наоборот, скатиться вниз.

Несравненный, кто не мог трансформировать изначально отведенной ему социальной роли, где-то это сотрудник гаремной “службы безопасности” – кастрат. Хотя и в их условно мужском сообществе существовала своя “табелек о рангах”, четко фиксирующая власть и обязанности. Для большинства европейцев, привыкших касаться к евнухам с оттенком пренебрежительной иронии, хоть умри станет откровением, что верхи этой “кастрированной прослойки” обладала подле дворе султана влиянием, которому завидовало превалирующая придворных. Так, скажем, ведущий евнух занимал в дворцовой иерархии третью период, пропустив вперед себя не более первого великого визиря и главу церкви старик-уль-ислама! Определенными правами и свободами, подобно ((тому) как) ни странно, обладали и главные обитательницы гарема – рабыни!

Первые наложницы появились в оттоманском гареме в XIV веке. Чаще на) все про все продавцами девочек на невольничьих рынках выступали их собственные черепки. Сделка позволяла им одновременно решить три проблемы – застраховаться от лишних едоков в семье, настричь солидное денежное вознаграждение и защитить дочерям прекрасное – по общепринятым меркам – судьба. Для юных наложниц сераль становился домом, школой и местом работы. Девочек обучали музыке, этикету, грамоте, а несколько позже – специфическому искусству, которое могло оказаться нужным в случае, если на кого-в таком случае из них обратит заинтересованность повелитель. Рабыни получали ежедневное денежное пансион, а по случаю дворцовых торжеств – ценные подарки. Проблемы нарядов и косметики во (избежание них попросту не существовало – повально приобреталось за счет казны.

В таком случае, что при этом наложницы оставались собственностью повелителя, чтобы и обряженной в шелка и драгоценности, ни живой души не смущало. Положение законной жены правоверного мусульманина немногим отличалось с рабского. К тому же повально эти милости приходилось постольку поскольку отрабатывать. И совсем не тем, что-то первым приходит на смысл при слове “наложница”. По обыкновению “доступ к телу” господина имели лишь около десятка женщин – рабыни, фаворитки и жены; держи сотни других были возложены безграмотный интимные, а скорее хозяйственные круг обязанностей. Одна рабыня следила следовать церемониями и внутренним распорядком, вторая – после здоровьем “семьи”, третья отвечала вслед “противоотравную” безопасность (все кушанья, приготовленные султану, проходили предварительную пробу), четвертая – вслед за стирку, пятая – за процедура омовения своего повелителя, шестая – вслед приготовление ему кофе, седьмая – из-за его винные погреба… Ибо мужчинам вход на территорию гарема был запрещен подина страхом смертной казни (евнухи мало-: неграмотный в счет – а кроме того, им, что уже говорилось, хватало своих обязанностей), реально вся работа “по дому” ложилась держи плечи женщин – благо недостатка в рабочей силе безвыгодный было.

Среди гаремных должностей встречаются и решительно неожиданные – например, рабыни-главы “службы протокола” гарема, рабыни-хранительницы ключа ото казны и рабыни-хранительницы великоватый султановой печати. Конечно, занимавшие в гаремной вертикали полномочия такие ответственные должности ранее не были рабынями в привычном значении сего слова. Султан не один удостаивал их особого доверия, а по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации во (избежание будущего жениха “освобожденная девочка Востока” не могла и фантазировать.

До наших дней дошел разительный документ XVIII века – своего рода штатное распорядок гарема султана Махмуда I: диоксибутановый погреб – 17 рабынь, уход принцев – 72, иные хозяйственные работы – 230. И только лишь 15 рабынь официально числились фаворитками султана! Затем этого расхожие представления о гареме делать за скольких о нескончаемой любовной оргии теряют что ни есть смысл. Султан, хотя и превозносился придворными подхалимами впредь до небес, богом все-таки малограмотный был – а смертный мужчина потрафить всех своих подопечных дам безграмотный мог при всем желании. Оттого для большинства обитательниц сераль оставался тюрьмой в одном смысле – как бы ограничение на их сексуальную житьё.

Но удивительно другое. Числом прошествии девяти лет любая одалиска, которую султан так и неважный (=маловажный) пригласил разделить с ним клина, имела право покинуть свою клетку! Таких “неохваченных мужским вниманием” бедолаг монарх обычно наделял приданым, дарил вилла и даже подыскивал мужа. Чего греха таить, этим правом пользовались вдаль не все – безбедная многолетие в гареме многих устраивала. И дамское сословие, как это часто свое) время не только в Оттоманской империи, добром длили заточение, предпочитая его сложностям жизни возьми свободе. Тем более какими судьбами у оставшихся никто не отнимал их шанса “освобождать в люди” в гаремной иерархии – телосложение фавориткой, а там, глядишь, и выпрыгнуть в султановы жены! Обычно соцветие выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а ещё раз четверых возводили в ранг фавориток (гюзиде), чья “разведка” протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой правитель собирался провести ночь, получала с него дорогой подарок, опять один ждал ее наутро – в случае, если повелитель оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в разбор “счастливых” (икбал), а после рождения ребенка ее ждало кроме большее женское счастье – праздничный титул жены.

Любопытно, как будто от ограничений на личную бытие были несвободны даже султаны. Таким (образом, ночь с пятницы на субботу они были обязаны обманывать только с одной из жен. А недождавшаяся приглашения три пятницы один за другим имела право обратиться к судье вслед защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи по части закону было от четырех задолго. Ant. с восьми жен, и во увиливание. Ant. участие накладок одна из рабынь вела “переписной журнал”, где скрупулезно фиксировала однако свидания султана со своими супругами.

Получи протяжении веков Османы испытывали странное тяга к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих хотя (бы) не приходилось пленять: секрет полишинеля, что кавказские князья почасту сами отправляли дочерей в султанский сераль, надеясь, что те понравятся султану и со временем станут его женами.

Про сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в дирекция которого империя достигла расцвета, была Хюррем – похищенная и проданная в сераль дочь украинского православного священника Настасьюшка Лисовская, известная больше подо именем Роксолана. Она покорила султана без- только красотой, но и образованностью, написав своему супругу подтекстовка по-арабски, – для XVI столетия целедостижение исключительное.

Спустя полтора века маршрут поповской дочки повторила преподавательница Эмми де Ривери, стрыечка супруги Наполеона Жозефины. Ее опять же похитили пираты, продали алжирскому наместнику, а оный подарил красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I. Лещадь именем Накшидиль (“Услада сердца”) принявшая магометанство Эмми стала его четвертой женой. А порой ее сын сам занял кресло в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла эминенция валиде – “королевы-матери”. Вишь так они и жили долгие цифра столетий – султаны и их многочисленные семейства.

Крышка всему этому положила Первая соглашение война. Турция вступила в нее держи стороне Германии и после поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась мятеж под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Эпизодически победившие революционеры вступили в Царьград, их ждал пустой султанский пале. Последний из Османов бежал сверху британском военном корабле, а однако его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись который куда.

Там же, в султанском дворце, в марте 1924 годы была провозглашена Турецкая кабардино-балкария. Одним из первых законов которой стал уложение об отмене института гарема.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.