Коптская церковь — колыбель восточного монашества

Русскиe пaлoмники издaвнa приeзжaли пoклoниться xристиaнским святыням

Aрxимaндрит Aвгустин (Никитин)

Кaждoгo, ктo прибывaeт в Кaир, пoрaжaeт кoличeствo мeчeтeй — иx здeсь бoлee пятисoт. Нo срeди мнoгoчислeнныx минaрeтoв, вoзвышaющиxся нaд гoрoдoм, позиция бeз трудa oтыскивaeт xрaмы, купoлa кoтoрыx увeнчaны крeстaми. Изoбрaжeния Спaситeля, Дeвы Мaрии и xристиaнскиx святыx, икoны в пoзoлoчeнныx киoтax мoжнo увидeть в лaвкax прoстыx тoргoвцeв, в витринax фeшeнeбeльныx мaгaзинoв. Всe этo нaпoминaeт o тoм, чтo Кaир нe тoлькo oдин изо цeнтрoв oртoдoксaльнoгo ислaмa, нo тaкжe и гoрoд, гдe издрeвлe жили xристиaнe.

Eгипeт был oднoй изо пeрвыx стрaн, гдe вoссиял свeт xристиaнствa. Протоколы aпoстoлa Мaркa, кoтoрый в Eгиптe принял мучeничeскую кoнчину, принeсли бoгaтыe плoды: цeркви быстрo вырaстaли пo всeй стрaнe. Мнoжeствo цeрквeй былo в дoлинe Нилa, стaринныe кoптскиe мoнaстыри и цeркви сoxрaнились дo нaшиx днeй.

Кoптскaя Цeркoвь зaнимaeт дoстoйнoe мeстo в сeмьe дрeвниx вoстoчныx Цeрквeй, к кoтoрoй принaдлeжaт Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Сии Церкви называют также «дохалкидонскими», ибо в период богословских споров они далеко не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего поприще в Халкидоне в 451 году. Спервоначалу Коптская Церковь входила в соединение Александрийской патриархии, но а там избрания первого коптского Патриарха Федося (536-538) окончательно отделилась ото нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само (про)звание «Коптская Церковь» говорит о ее древности. Словцо «копт» происходит от арабского «кубт» — сие искаженное греческое название Египта — Aiguptos. А оно, в свою наряд, восходит к «Ха-Ка-Птах» — древнему культовому наименованию Мемфиса. (языко отмечал в начале ХХ века лучший отечественный востоковед Борис Александрович Тураев, «эдак миллиона потомков подданных древних Фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих, перед сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные». В сегодня(шний день) время число коптов, живущих в Египте, ровно по разным оценкам достигает 5-7 млн. муж (совета).

Русские паломники, путешественники, ученые с (давних бывали в Египте и знакомились с его христианскими святынями. В Никоновской летописи перед 6509 (1001) годом читаем: «Того а лета посла Володимер гостей своих, аки в послех, в Вечный город, а других во Иерусалим, и в Страна пирамид, и в Вавилон, съглядати земель их и обычаев их». В «Пошевелить Временных лет» неоднократно упоминаются Страна пирамид (Еюпет), Александрия, Нил (Геона).

К 70-м годам XIV века относится круиз на Восток архимандрита Агрофения. Его «Путешествие» ценно тем, что возлюбленный едва ли не главный из русских паломников посетил Страна пирамид, города Каир и Александрию и, как видно, познакомился с христианами-коптами.

Заветной целью русских пешеходцев был Синай, все равно куда они устремлялись, чтобы пожаловать знаменитый монастырь св. Екатерины и покланяться его святыням, Однако быть этом путь паломников через каждое слово лежал через Каир с его древними коптскими храмами и монастырями. В сих обителях в середине XVI века побывали архидиакон новгородской Софийской церкви Генуся и смоленский купец Василий Поздняков. В начале XVIII столетия египетские святыни посетили иеромонахи «изо Новгородска Северского» Макарий и Селиверст. Заслуживает упоминания и «Вояж из Константинополя в Иерусалим и Синайскую гору, находившегося подле Российском посланнике, графе Петре Андреевиче Толстом, священника Андрея Игнатьева и брата его, Стефана, в 1707 году», в котором полиграф приводит описание Александрии и ее святынь и дает краткую характеристику коптам.

Первая супруга XIX столетия богата путешественниками, посетившими Святую Землю и Страна пирамид. Одним из таких странников был Кир Бронников, совершивший «одиссея» в 1820-1821 гг. Он посетил Страна пирамид и имел возможность познакомиться немного спустя с коптами. Замечательный вклад в паломническую литературу внес Алекс Николаевич Муравьев, описавший свое поход, предпринятое в 1830 году. Точь в точь и его предшественники, он дает инструкция коптов и указывает на их общественное тезис.

Неоценимая заслуга в истории отечественной египтологии и коптологии принадлежит Алексею Норову, совершившему в 1834-1835 гг. долгое и трудное вояж по Нилу — от Александрии до самого Нубии. Во второй половине XIX -начале XX века описанию коптских храмов и монастырей уделили (налегать такие известные русские исследователи, как бы архимандрит Порфирий (Успенский), Картавцов, Борт, Ростовцев, Тураев и др. Сопоставляя их еженедельник, можно получить цельное замысел об истории христианских святынь Египта — колыбели восточного монашества.

В Египте наворачивать также несколько мест, освященных пребыванием Святого семейства. Рассказ о нем засвидетельствовано в древних коптских источниках. Суп из них — Эль-Ариш, ныне после этого курортный городок, расположенный возьми берегу Средиземного моря, под боком от границы с Израилем (директриса Газа). «Обратим любопытство на сказания библейские и святых отцов о пути Святого семейства в Страна пирамид, — пишет Норов, — В соответствии с сказаниям палестинским, Пресвятая Пречистая богородица направилась из Вифлеема пустынным посредством, ведущим в Газу».

Отсюда в древности начинался непростой путь к берегам Нила — сверх безводную песчаную пустыню Сур. Днесь автобусы преодолевают ее вслед несколько часов, доставляя пассажиров в Каир, к площади Рамзеса. (В центре площади — огромная акролит Рамзеса II, перевезенная сюда изо Мемфиса в 1954 г.). К северо-востоку с «Рамзес-сквер» расположен окраина Каира — Гелиополис, а неподалеку с этого древнего города — знаменитая Зль-Матария. Во что писал об этом месте крестьянский путешественник Н.С. Норов, посетивший Страна пирамид в 1834-1835 гг.: «Кампонг Матарие, этот мирный оазис, озаренный веселою рощею и цветущий середи безмолвной пустыни, сохраняет глубокие, утешительные записки для христианина. Здесь, соответственно достовернейшим преданиям, Пресвятая Девча с Божественным Младенцем Иисусом, сопровождаемая Иосифом, нашла себя покров после утомительного пути посредством пустыню».

В древние времена многие паломники считали личный обет не исполненным, делать что они по дороге с Палестины не побывали в Матарии. Совдеповский путешественник Алексей Норов прибыл семо, в это селение, с севера, сообразно пути из Александрии в Каир. «Задолго нам открылись пальмы селения Матарие. Наша сестра сошли отдохнуть в кофейный семья у дороги», — пишет крестьянский путешественник, отмечая при этом: «Автор этих строк имеем достаточные основания не далеким от какой мысли, согласно с местным преданием, яко пребывание Пресвятой Богородицы было рядышком Гелиополиса, ибо тут были колонии еврейские. Святое (теплое) гнездышко преимущественно могло избрать себя жилище между соотечественниками и избрать Гелиополис шумному Мемфису».

В Нижнем Египте барином известно Матарийское древо Пресвятой Богородицы и генератор, у которого отдыхало Святое (раз)ряд. В записках Норова приводятся подробные слух об этих реликвиях. «В саду Матарие показывают срубленное фиговое балка, от которого остался удивительной толщины пень, носящий получи и распишись себе печать веков, — пишет славянский путешественник. — Из вершины сего пня идут теперь в высоту сочные ветви, которые обещают возвращение дерева в прежней красоте; несметное число надписей, большею частью еврейских, арабских и коптских, перемешанных с красными знаками, испещряют пень. Соответственно преданиям, это дерево осеняло встарь своей тенью Святое семейные. Тут фруктовый сад и хорошо освещенный источник, которому вместе с деревом приписывают самочки мусульмане целебные свойства, неподалёку сада показывают развалины священного жилища Матери Божией: тама иногда приходят служить христианские священники изо Каира».

Русский паломник посетил городсад, «прочтя из глубины души бери этом месте Богородичную молитву». Во еще несколько строк, которые Привычка посвятил святому источнику: «Матарие получило свое арабское прозвание «свежая вода» от чрезвычайной доброты ее воды, которая славится в окрестности, по всем углам, кроме этого места, возлюбленная имеет вкус солоноватый, по мнению причине натровых частиц поместья. Замечательно также, что до сего времени арабы называют этот ссылк «Айн Шемс», т.е. «источник солнца».

В 1880-1881 гг. в Египте побывал расейский путешественник Василий Андреевский. Суще в Каире, он посетил близлежащий Гелиополис, а в свою очередь то место, где, в области преданию, отдыхало Святое семейный круг во время бегства в Страна пирамид. «Этот эпизод из детства Христа, скажем часто бывший сюжетом великих художественных произведений, знаешь здесь в лицах на каждом шагу, — отмечает торговый гость из России. — Снова на пути к Гелиополису я обогнал женщину, ехавшую бери осле и державшую на руках ребенка, прикрывая его ото солнца полою своего широкого синего бурнуса. В нескольких шагах ради ним шел, опираясь возьми палку, человек такого а возраста, какой дают непримечательно Иосифу, — страница с Евангелия, воспроизведенная кистью Джотто, та но обстановка, тот же одежка, то же небо и ландшафт. По дороге росли пальмы, подобные праздник, которая, по одному апокрифическому сказанию, наклонила свою верхушку давно рук Христа-Младенца».

И вишь русский путешественник у цели. В стороне через дороги, среди большого сада, возвышался безмерный сикомор, весь испещренный надписями. В нескольких шагах ото него был глубокий ровенник с прозрачной водой. «Его минералка была прежде годной к употреблению и прежде сих пор славится в Египте, чисто необыкновенно вкусная, — сообщает Андреевский. — Около этим деревом отдыхала Пресвятая Девуня Мария с Младенцем Христом, почти широкой тенью от могучих веток. В настоящий момент от этих веток осталось безмерно немного; во-первых, и хронос наложило на них свою тяжелую руку, а, изумительный-вторых, всякий верующий считает долгом отрезывать себе на память кусочек дерева либо — либо вырезать в коре свои буквы «.

В 1889 году в Матарии сподобился нанести визит другой русский автор — Гена Картавцов. В его дневниковых записях ото 27 марта есть такие строки:

«Подъезжаем к саду и выходим с экипажа. Священная смоковница шагах в тридцати-длинный язык от входа; она обнесена решеткой, валёжник великолепное, развесистое; это безвыгодный то, конечно, под которым покоилось Святое (теплое) гнездышко, но оно идет ото тех же корней и ему в (настоящий лет 250-300».

В книге Картавцова приводятся интересные запас знаний, не встречавшиеся ранее в записках его предшественников. За словам русского автора, «все) сад со смоковницей вновь 30 лет тому отступать принадлежал России, точнее заявить, одному из тогдашних представителей русской дипломатии в Каире, да вместо того, чтобы держать его или продать русскому правительству, толковый дипломат преподнес его хедиву Измаилу-паше; оный, конечно, не отказался, а когда-когда приехала в Каир (французская) царица Евгения, Измаил-паша подарил ей и хиранива, и священную смоковницу; акт укрепления совершен был в имя Французской империи, в доме поселились католические монахи и владеют во всех отношениях и до сего дня» .

Сообщив своим читателям об этом рано или поздно «русском участке», тот а автор добавляет: «Дерево, правду произнести, монахи тщательно оберегают и ухаживают следовать ним. Нам дали до веточке на память».

А всё ещё почти через сто планирование после Картавцева в Натарии побывала группирование православных монахинь из русского Горненского монастыря (Дарохранительница), посетившая святыни Египта, с волнением подошли к высокой каменной стене. Мудехар, хранитель святыни, открыл им сени в ограду, и русские монахини ступили в место, освященное пребыванием Святого семейства. «Берег вокруг древа посыпана песком, — пишет матушка Федора. — Само дерево относится к породе сикомор, или — или диких смоковниц (лат. — «фикус сикоморус», а числом-арабски «гимыз»). Дары помоны сикоморы отличаются видом и вкусом через обыкновенных смокв: они подобный круглые, даже несколько сдавленные, розоватые, водянистые, да в жару хорошо освежающие. Хлыст дерева очень старый, раздвоенный, одна верешок его сильно склонена к земле».

Сотворив краткую молитву, насельницы Горненской обители направились к деревне Мостород, месту паче ранней остановки Святого семейства. «Весь Мостород расположена в четырех километрах через Натарии, здесь находится старинная коптская церквушка, ей 100 лет, — продолжает игуменья Феня. — Осмотрев церковь, согласно ступенькам спустились вниз к пещере, идеже отдыхало Святое семейство. Тогда же колодец, из которого Пресвятая Девоматерь и праведный Иосиф брали воду».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.